Вальдорфские школы в Германии

Вальдорфские школы — это частные школы.

Главный принцип, которым руководствовался их основатель Рудольф Штейнер гласит: «Ребенка следует с трепетом принять, в любви взрастить и отпустить на свободу».

Этот принцип совмещен с принципом неопережения развития ребенка. А поскольку каждый ребенок индивидуален, то ему должна быть предоставлена возможность развиваться в собственном темпе.

Большое внимание в вальдорфских школах уделяется духовному воспитанию детей и родителей. Забота о здоровье подрастающего поколения выражается в выборе натуральных материалов для отделки школьных помещений, цветовой гамме окраски стен и т.д. Не удивительно, что такие школы получили широкое распространение в мире: по состоянию на начало 2011 года их общее число достигает 1000, в том числе в Германии — 222, в остальной Европе — 464, вне Европы — более 300. Таким образом, вальдорфские школы сейчас являются одной из крупных независимых систем образования.

Особенности вальдорфских школ

Практически при каждой немецкой Rudolf-Steiner-Schule созданы детские садики. Дети после садика сразу же попадают в первый класс вальдорфской школы. Попасть в вальдорфскую школу довольно сложно, но у ее учеников есть приемущество при поступлении в пятый класс сразу из четвертого. Без дополнительного конкурса. Тогда как в обычную гимназию детей принимают после окончания начальной школы по конкурсу баллов.

Особенностью вальдорфских школ являются также:

— построение всего процесса обучения на художественных принципах

— особый дух братства учеников и учителей

— повышенная роль родителей в учебном процессе.

Экзамены на аттестат зрелости (Abitur) в вальдорфских школах проводятся на общих основаниях для тех учеников, которые поставили себе такую задачу. Для этого в 11-й класс приглашаются учителя из государственных гимназий, которые готовят учеников к абитуру, а затем принимают экзамены в соответствии с общегосударственными нормами.

Школа для родителей?

— Известно, что школьный процесс в системе вальдорфских школ проходит в тесном контакте с родителями. Каким способом это достигается?

— Так как родители сознательно выбирают такую школудля своих детей, они активно интересуются учебным процессом. С момента регистрации детей в школе их родители автоматически становятся членами школьного союза и считаются школьными наставниками. Все школьные учителя посещают своих учеников на дому. Посещения помогают учителям лучше познакомиться с родителями и облегчить решение спорных вопросов. Родительские вечера, родительские рабочие группы, родительский совет и общественные мероприятия, в которых участвуют родители, создают условия для решения неотложных вопросов.

— Какие семинары для повышения педагогических знаний родителей проводятся в школах в течение учебного года?

— Наряду с общеизвестными региональными курсами, на которых родители могут получать требуемые им знания, во многих вальдорфских школах есть родительские или совместные родительские и учительские студии , в которых активно прорабатываются педагогические вопросы и проблемы, возникающие в процессе обучения. Также курсы художественных ремесел, где всегда есть возможность совершенствовать свой педагогический опыт.

— Известно, что в ваших школах царит демократическая атмосфера, и роль директора исполняет педагогический совет. Входят ли в этот совет родители учащихся?

— Ранее бытовало мнение, что вальдорфские школы являются некой «школьной республикой», но родители на учебный процесс практически не влияют. Сегодня родители всё больше и больше вовлекаются в управление школьным процессом, но формы этого вовлечения отличаются от школы к школе. Есть, например, школьный парламент, в который входят также ученики, в нем все имеют равные голоса; есть школьные конференции, на которых присутствуют представители родителей. Но во всех наших школах соблюдается святое правило: право окончательного решения остается за теми, кто принимает на себя главную ответственность за успешность учебного процесса. Поэтому родители и наставники, объединенные в общий совет, несут такую же ответственность за функционирование школьного процесса во всех его ипостасях.

— Какой процент иностранцев в вальдофских школах?

— Наши школы открыты для всех детей — вне зависимости от того, в каких социальных, этнических, религиозных или мировоззренческих обстоятельствах выросли эти дети.

— В чем вы видите принципиальное отличие вашей школы от обычной гимназии?

— Для поступления в нашу школу не нужно заканчивать начальную: у нас дети учатся с первого по 12-й класс вне зависимости от того, какую цель они ставят в части получения документа о среднем образовании. В гимназию же детей принимают при наличии у них определенных амбиций, не говоря уже об уровне начальной подготовки. В нашей школе с помощью различных методик у детей развивают в равной степени моторно-практические, креативно-художественные, социальные и интеллектуальные возможности. В гимназиях же сделан упор на развитии познавательных функций.